абордаж (aboard) - для взятия судна на абордаж подходили вплотную к его борту, а затем (в условиях морского сражения или при пиратском нападении) на борт забирается абордажная команда - группа вооруженных матросов
аварийная мачта (jury mast) - мачта, устанавливаемая вместо сломанной или упавшей за борт
бар (bar) - песчаная отмель от наносного песка и ила, расположенная поперек входа в залив или эстуария реки
бегучий такелаж (running rigging) - все подвижные снасти, с помощью которых выполняют работы, связанные с рангоутными деревьями (шкоты, фалы, брасы, топенанты и др.)
бизань-мачта (mizzen mast) - мачта в кормовой части судна; на трехмачтовом судне мачты имеют следующие названия: фок-мачта (передняя), грот-мачта (средняя) и бизань-мачта
боцман (botswain, bosun) - ворэнт-офицер (заместитель первого помощника капитана по палубной части, в чьем ведении находятся рангоут, такелаж и шлюпки, отсюда и этимология слова)
брас (brace) - снасть, используемая для поворота в горизонтальной плоскости рея прямого паруса (отсюда брасопить, т.е. ворочать парус, а также брасопка)
брашпиль (windlass) - судовая лебедка - устройство для подъема якоря и тяжестей, которое использовали на малых торговых и рыболовных судах. Благодаря горизонтальному расположению вала брашпиль занимает меньше места, чем более мощный подъемный механизм - кабестан с вертикальным валом, который вращают несколько матросов
бриг (brig) - двухмачтовое судно с прямыми парусами
бригантина (brigantine) - двухмачтовое судно с прямыми парусами на фок-мачте и косыми на грот-мачте (это судно также называют шхуной-бригом)
буканьер (buccaneer) - так сначала называли охотников на дикий скот и диких свиней на острове Эспаньола, однако позже это слово стали относить к пиратам и приватирам, которые грабили корабли и прибрежные селения в Вест-Индии, а также на берегах Южной и Центральной Америки, начиная со второй половины XVII века (от фр. boucanier, т.е.
жарить: охотники, главным образом французского и английского происхождения, солили и коптили мясо убитых животных, слово «букан» могло обозначать как жаровню, так и само копченое мясо) бушприт, бугшприт (bowsprit) - тяжелое рангоутное дерево в носовой оконечности парусного судна (гол. boegspriet, служит для установки кливеров, которые увеличивают общую площадь парусов и переносят центр парусности вперед)
ванты (shrouds) - снасти стоячего такелажа, крепящие рангоут с бортов (поперек вант навязывались тонкие веревки, называемые выбленками, образующие вместе с вантами как бы веревочную лестницу для всхода на мачты и реи)
верпование (warp) - перемещение судна в узкостях (в заливах и реках, например, при снятии судна с мели) подтягиванием с помощью каната, закрепляемого на берегу с помощью легкого завозного якоря, называемого верпом взморье (offing) - удаленная часть моря за пределами гавани, видимая с берега до горизонта
галера (galley) - чаще всего так называли быстроходные гребные суда, распространенные в Средиземном море, но во времена Джонсона так могли называть и трехмачтовые парусные корабли, имевшие порты для весел, что обеспечивало гребной ход судна при штиле
галиот (galliot) - голландское каботажное торговое судно
галс (tack) - снасть, притягивающая нижние углы парусов
ганшпуг, гандшпуг (handspike) - деревянный рычаг (вымбовка), обычно обитый железом, для перемещения лафета орудия
граб (grab) - индийское грузовое парусное судно, обычно с тремя мачтами
грот-мачта (mainmast) - средняя, самая большая мачта на судне
грузоподъемность (burden) - тоннаж судна (масса грузов, которые могут бытьприняты при сохранении мореходных качеств)
дерево (spar) - всякий элемент рангоута парусного судна
дори (dory) - плоскодонная рыбацкая лодка или тендер крупного корабля залп бортовой (broadside) - одновременный выстрел из всех пушек, установленных на данном борту судна
кабель (cable) - канат или цепь для подъема и опускания якоря
кампешевое дерево (logwood). Раньше из этой древесины вырабатывали вещество для окрашивании тканей. Эти деревья росли в Центральной Америке, их заготовляли лееорубы, главным образом из числа бывших пиратов (его название - от залив Кампече, в южной части Мексиканского залива, к западу от п-ва Юкатан, дерево также называют сандальным или красильным) капер (caper) - имеющий лицензию (свидетельство, грамоту, или тент) на право захватывать торговые суда, т.е., в отличие от пиратов, каперы являлись легальной силой государства, будучи у него на службе.
каперская лицензия (грамота, патент) (letter of mark) - разрешение на снаряжение вооруженного корабля и использование его для захвата грузов торговых судов противника. В Англии и ее колониях лицензию выдавал глава местной власти - верховный адмирал или губернатор
квартердек (quarterdeck) - приподнятый участок палубы, от кормы примерно до половины длины судна. Отсюда капитан и офицеры командовали кораблем
кеч (ketch) - двухмачтовое судно с большим парусом на грот-мачте и небольшим на бизань-мачте (стоящей перед рулем). Во времена Джонсона на кечах устанавливали прямые паруса, но впоследствии их заменили косыми
класс (корабль первого, второго класса и т.д.) (rate) военные корабли подразделялись на шесть групп, в зависимости от числа пушек, установленных на борту. В начале XVIII века корабль 1 класса имел 100 пушек, 2-го класса - 90, 3-го класса от 70 до 80, 4 класса от 50 до 64, 5-го класса - от 28 до 40 и 6-го класса от 12 до 24
консорт (consort) - судно, совершающее плавание с пиратским; судно-компаньон
корабль (ship) - судно, имеющее не менее трех мачт, с прямым парусным вооружением. Кораблем называют также любое крупное морское судно
корабль военный (man-of-war, warship) - вооруженное судно, принадлежащее военно-морскому флоту страны корабль линейный (ship of the line) - крупный военный корабль в линии, выстраиваемой для сражения; в начале XVIII века к линейным относились корабли от 4-го класса (не менее 50 орудий) до 1-го (100 орудий)
корма (after) - задняя оконечность судна (от ахтерпиковой переборки до штевня, по форме прямая, крейсерская, транцевая; во время стоянки судна на кормовом флагштоке поднимается государственный флаг)
корсар (corsair) - пират или приватир, действовавший в Средиземном море. Наиболее известными были корсары, имевшие базы на «бар-барийском» («берберском») побережье Северной Африки, их правительства выдавали разрешения (лицензии) нападать на торговые суда христианских государств (от лат. cursur, означавшего рейс, поход или путешествие, синоним капера)
кренгование, килевание (careening) - наклон корпуса судна (heave down) с целью очистки днища от ахтерштевня до форштевня от длинных шлейфов растений и ракушек
куттер (cutter) - небольшое одномачтовое судно с косыми парусами; в XVIII веке катер мог иметь также прямой топсель
левый борт (port) - борт судна слева, если смотреть вперед по курсу
лечь в дрейф (heave to) - прекращение движения вперед и остановка судна путем разворота навстречу ветру или за счет соответствующей установки парусов (при работе одних вперед, а других назад)
менять галс (to tack) - переходить с одного галса на другой, т.е. изменять курс судна путем поворота так, чтобы ветер дул с другой стороны [говорят, что судно идет правым (левым) галсом, если ветер дует в правый (левый) борт независимо от направления]
моидор (moidore) - португальская золотая монета, имевшая хождение в XVII и начале XVIII века. Название происходит от португальского moeda d'ouro, что и означает «золотая монета»
наветренная сторона (windward) - сторона, откуда дуст ветер нок (yardarm) любая оконечность рея
нос (fore) - передняя часть судна
обрубить якорный канат (slip ahchor, slip her cable) оставить якорь на морском дне, когда некогда выбирать канат. Если была возможность, на канате закрепляли буй, чтобы можно было найти и поднять якорь позже
орудие лафетное (mounted gun) - орудие, установленное на деревянном лафете
орудие вертлюжное (swivel gun) - небольшое орудие (пушка), ствол которого можно было поворачивать относительно вертикальной оси
паруса прямые (square rigged) - главные паруса, установленные поперек судна (в отличие от косых парусов) и прикрепляемые с помощью шкотов и галсов к нижележащему рею или к палубе (прямые паруса имеют прямоугольную или трапециевидную форму, верхней стороной крепятся к рею)
пецеборка (bulkhead) - вертикальная стенка, разделяющая корпус судна на отсеки пиастр (piece of eight) - широко известное название серебряных монет, которые чаще называли «восьмериками» ('eight reales', т.е. восемь реалов) или песо. Это была наиболее распространенная денежная единица в торговле в испанских владениях в Новом Свете в XVII-XVIII веках
пинк (pink) - торговое судно с относительно малой осадкой и узкой кормой, имевшее парусное вооружение брига, шлюпа или корабля. Некоторые пинки использовались военным флотом в качестве вооружен -ных транспортных судов. Так называли и голландские рыболовные суда, уходившие на промысел от побережья в районе Шевенингена
пират (pirate, pyrate) - морской разбойник и грабитель (от гр. «пейратес» или «пейране», что означает «пробовать», «пытаться», т.е. испытывать судьбу; известно также латинское слово pirata, обозначавшее людей, пускавшихся в дальние плавания, имеющие своей целью грабеж встреченных кораблей и прибрежных поселений, с последующим дележом добычи)
планшир, планширь (gunwale) - толстая доска, ограничивающая борт сверху
поворот через фордевинд (wear) - такое положение судна при смене галса, когда ветер дует в корму (фордевинд) погреб (magazine) - место хранения пороха и боеприпасов
подветренная сторона (lee, leeward) - сторона судна, прикрытая или укрытая от ветра
подветренный берег (lee shore) - берег, в сторону которого дует ветер; при штормовом или порывистом ветре плавание у такого берега крайне опасно поднять
флаг (hoist her colours) - признак национальной принадлежности судна (для подъема флага используют тонкие снасти, называемые сигнальными фалами, которые пропускают сквозь клотик - кружок на вершине мачты или флагштока) поручни (rail) - деревянные перила на верхней палубе при отсутствии фальшборта (продолжение борта на верхней палубе)
правый борт (starboard) - борт судна справа, если смотреть вперед по курсу
приватир (privateer) - вооруженный корабль (а также его командир и экипаж), имеющий разрешение государства (лицензия, letter of mark) на захват торговых судов противника (синоним капера, впервые упоминается в 1664 году, в основе - лат. privates, т.е. частный, неофициальный; действия такого корабля называлась «приватирством» - privateering)
пьянство (carouse, carousing) - широко известны пьяные оргии и запои пиратов, продолжавшиеся по несколько дней подряд
рангоут (rigging) - всякие деревянные детали («деревья»), служащие для несения парусов, флагов, подъема сигналов и т.д. (мачты, стеньги, реи, гафели, гики, бушприты, утлегари, лисель спирты и выстрелы)
рей (yard) - горизонтальное рангоутное дерево, к которому крепят прямые паруса
румпель (helm) - рычаг для управления рулем (также рулевое колесо)
спустить флаг (strike, strike flag) - сигнал о сдаче судна противнику
стоячий такелаж (standing rigging) - специальные снасти для закрепления элементов рангоута в определенном положении; раз заведенный, стоячий такелаж остается неподвижным, его делали из толстого растительного троса (ванты, штаги, бакштаги, фордуны, перты и т.д.)
судно Ост-Индской компании (East Indiaman) - крупное вооруженное судно для ведения торговли с Индией (Ост-Индией) и странами Востока тали (block and tackle) - набор шкивов и снастей, используемых дл> подъема грузов, а также для натягивания бегучего такелажа (гол. to/tr, \ морской практике чаще всего применяют трехшкивные тали)
тендер (tender) - малое парусное судно, обслуживающее крупный корабль, для доставки людей или припасов от одного корабля к другому или от корабля к берегу (а также для несения дозорной и посылыЮЙ службы)
топсель (topsail) - верхний парус
фатом (fathom) - мера глубины воды, равная шести футам (1,8м) флаг (colours) - полотнище установленной формы и расцветки, обозначающее национальную принадлежность судна
флагман (flagship) - корабль под командованием адмирала, ii.i стеньге поднимали адмиральский флаг
флибот (flyboat) - так англичане называли флейт - торговое судно, имеющее голландское происхождение, отличавшееся большой грузом местимостью (в Карибском регионе - плоскодонное судно для поре возки грузов недалеко от берега или небольшая маневренная лодка дли нападения на прибрежные селения)
флибустьер (freebooter) - так называли морских разбойников, грабявщих испанские суда в Карибском регионе
фок-мачта (foremast) - передняя мачта шкот (sheet) - снасть, с помощью которой устанавливают моложе ние нижнего угла паруса
шлюп (sloop) - одномачтовое судно с косыми парусами. Н XVIII веке шлюпом также называли небольшое судно с 4-12 пушками, устанавливаемыми на верхней палубе, мачт могло быть от одной до трех
шлюп военный (sloop-of-war) - небольшой военный корабль. И Королевском флоте так называли крейсерское судно классом ниже шестого
шнява (snow) двухмачтовое судно, похожее па бриг, несет прямые паруса на обеих мачтах и имеет третью мачту (трисель-мачту), непосредственно за грот-мачтой
шхуна (schooner) - двухмачтовое судно с косыми парусами на обеих мачтах. Некоторые шхуны имели один или два прямых верхних паруса
юферсы, юверсы (deadeyes) - круглые деревянные блоки с тремя отверстиями без шкивов для натягивания стоячего такелажа
bum-boat - лодка, используемая для доставки провизии судам, стоящим в гавани coxwain, cox'n - рулевой на гребном судне, шлюпке
helmsman - рулевой на парусном судне
foremast men - матросы, назывались так потому, что их кубрики (в отличие от офицерских кают) находились перед фок-мачтой
Guineaman - крупное судно для ведения торговли на гвинейском побережье Африки
hogshead - большая бочка с сухим или жидким содержимым
Indiaman - судно для торговли с Индией или странами Ост-Индии ivory - слоновая кость, бивни sweep - длинное весло, использовавшееся на крупных гребных судах
weigh - поднять якорь
|